Всемирный день прав потребителя

Всемирный день прав потребителя

Всемирный день прав потребителя

15 марта, начиная с 1983 года, по решению ООН, отмечается Всемирный день прав потребителя. В России он был официально принят в 1996 году - после вступления страны во Всемирную организацию союзов потребителей (Consumers International, CI).

Каждый год праздник солидарности потребителей имеет свой девиз. В 2013 году Всемирный день прав потребителя пройдет под лозунгом "Потребительское правосудие сегодня" (Consumer Justice Now!), призывающим к совершенствованию правовых механизмов защиты потребительских прав и интересов граждан.

История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс (США), когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.
В 1890 году в США был принят антитрестовский Закон Шермана ‑ этот документ положил начало формированию законодательной базы для защиты прав потребителей.

15 марта 1962 года состоялось историческое выступление в конгрессе США 35‑го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию "потребитель" и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным.
Зарегистрированное в 1960‑е годы в Нидерландах независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира ‑ Всемирная организация союзов потребителей, впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В 1973 году Европейский союз на 25‑й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Основным принципом, заложенным в концепцию документа, явилось признание потребителя в качестве наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях с предпринимателями‑изготовителями и продавцами товаров и услуг.

В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также региональные и республиканские общества потребителей.
В декабре 1990 года был создан Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ).
22 мая 1991 года появился первый законодательный акт, защищающий права советских потребителей - Закон СССР "О защите прав потребителей", который так и не успел вступить в силу в связи с распадом Советского Союза. 7 февраля 1992 года в России был принят федеральный закон "О защите прав потребителей", закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Основные права потребителей, прописанные в законе, - право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя.
В 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле была образована Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Полномочия Госторгинспекции включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
С 2004 года контроль выполнения законодательства в сфере защиты прав потребителей стала осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Согласно проведенному в 2012 году исследованию Счетной палаты РФ, чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли. Наиболее типичные нарушения - отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи.

По данным проведенного в 2012 году Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) опроса, подавляющее большинство россиян (91%) не знали, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке. Защищенными чувствовало себя чуть более трети потенциальных потребителей (38%). Всего 4% считали, что защищены полностью. Наиболее оптимистичной оказалась молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.

Выбор продуктов в магазине

Выбор продуктов в магазине


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Всемирный день прав потребителя" в других словарях:

  • Всемирный день защиты прав потребителя — Продавец за работой Всемирный день прав потребителя (World Consumer Rights Day …   Википедия

  • Всемирный день защиты прав потребителей — …   Википедия

  • День защиты прав потребителя — Продавец за работой Всемирный день защиты прав потребителя международный день, когда во главу угла ставятся вопросы связанные с защитой прав потребителей по всей планете. Отмечается ежегодно, 15 марта начиная с 1983 года. Содержание …   Википедия

  • Всемирный день качества — (World Quality Day) проводится ежегодно во второй четверг ноября (впервые отмечался в 1989 году) по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Праздничный день — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Защита прав потребителей — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов …   Википедия

  • Праздники — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Профессиональные праздники — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Профессиональный праздник — Праздник (сравните со словом «праздность»)  это запланированное событие, разрывающее повседневную практику и порождающее хорошее настроение. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность  …   Википедия

  • Праздник — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/16 июня 2012. Дата постановки к улучшению 16 июня 2012 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»